Форум » Триатлон Мастерс -- конференция » Веловертолёт -- приз Сикорского взят! » Ответить

Веловертолёт -- приз Сикорского взят!

=AA: Первый полёт на мускульной тяге молва приписывает Дедалу. Утверждают, что при помощи искусственных крыльев этот искусный скульптор, архитектор и изобретатель бежал преследований от царя Миноса, своего бывшего работодателя. Античному мастеру приписывают ещё много конструкторских подвигов. Он ваял скульптуры из камня и дерева, строил здания и сооружения, создавал шедевры мебельного искусства, а однажды смастерил обтянутый кожей деревянный костюм коровы для Пасифаи, жены Миноса. Утверждают, царица не совершала священнодействий Афродите, за что богиня наслала на Пасифаю любовь к быку. Искусный костюм Дедала позволил удовлетворить столь необычную страсть. Так гласит диковинный миф, и поселе вдохновляющий творчество множества художников. Что ж, похоже Миносу было на что гневаться - а Дедалу было от чего бежать на искусственных крыльях? Скульптура Оскар Эструги, Виланова-и-ла-Жельтру Впрочем, все эти истории – дело тёмное и плохо документированное. Первые чётко зафиксированные попытки подняться в воздух при помощи аппаратов на мускульной тяге предпринимались начиная с 1920х годов. Некоторые аппараты совершали успешные подлёты при запуске с катапульты или при планировании с горы. Однако эра успешных в полном смысле этого слова полётов наступила лишь в 1960е. Велосамолёт впервые самостоятельно оторвался от земли лишь в год полёта Юрия Гагарина - это был SUMPAC (Southampton University Man Powered Aircraft). В 1977 первый велосамолёт взял приз Кремера - то есть совершил устойчивый и управляемый полёт. Gossamer Condor не только самостоятельно взлетел, но также нарисовал в воздухе восьмёрку меж двумя вешками, установленными ра расстоянии полмили. Спустя два года модифицированный вариант Кондора Gossamer Condor перелетел через Ла-Манш. Веловертолёт - гораздо более вызывающая задача в техническом плане. Долгое время никто не пытался сконструировать подобный аппарат. В 1980 году в целях стимулирования технического творчества Американское вертолётное общество учредило "приз Игоря Сикорского", что подтолкнуло конструкторские изыскания в области веловертолётостроения. Критериев успешности были сформулированы следующим образом: - длительность полёта не менее 60 секунд, - удерживание высоты 3 метра, - стабильность положения в пределах квадрата 10х10 метров. Приз Игоря Сикорского, описание условий Первый полёт веловертолёта состоялся в 1994. Аппарат Yuri I демонстрировал способность к взлёту и некоторое время удерживался в воздухе: 20 см и 19 секунды в официальной попытке и 70 см и 24 секунды в неофициальной. Увы, недостаточно для выигрыша в конкурсе. Следующие попытки штурма приза Сикорского были предприняты в последние 3 года. Группа Мэрилендского университета сконструировала аппарат Gamera, сумевший продержаться в воздухе 65 секунд. Веловертолёт пилотировала девушка – студентка биологического факультета, спортсменка-любительница Джуди Векслер. Финальный успех был достигнут 13 июня 2013 года, однако уже другой группе – из Торонтского университета (Тодд Райхерт и Кэмерон Робертсон). 64 секунды, высота 3,3 метра, смещение не более чем на 9,8 метров. Веловертолёт Atlas представляет собой пространственную конструкцию с четырьмя лопастями, в центре – "кабина" пилота, сконструированная на базе трекового велосипеда. Вес веловертолёта без учёта массы пилота – 55 кг. Пилотировал веловертолёт один из его создателей Тодд Райхерт, 75 кг живого веса. Ему удалось развить стартовое усилие мощностью 1000 Ватт в течение 12 секунд для достижения заданной высоты. И затем удерживать мощность порядка 600 Ватт в течение оставшейся минуты. На прошлой неделе жюри конкурса подтвердило, что впервые за 33 года все условия выполнены. Поздравим конструкторов со взятием приза в $250 000! Полёт Атласа, видео

Ответов - 10

Oblomoff: Представим, что приведенные цифры по мощности и времени соотвествуют действительности. Тогда имеем следующие цифры: - ср. мощность 675 Вт за 64 с. - отношение Вт/кг = 12.72 Если мы заглянем в табличку Dr. Andrew Coggan & Allen Hunter, то увидим, что ученый удерживал на протяжении минуты интенсивность превышающую интенсивность, которую способны развивать гонцы ворлд-туровских про команд. Нда, чего не сделаешь ради зелененьких гыгыгы ;-)

Oblomoff: Упс - накасячил. Масса пилота не 55кг, а 75 кг, что дает Вт/кг = 9. Вполне земной паказатель. Ухожу в самозабан :-))))))))))

=AA: Все восхищение, вся прелесть проекта в том, что им приходится расчитывать его элементы буквально по граммам и ваттам. Кстати, у них в документации приводились диаграмы мощность-расстояние для разных типов гонщиков. Ещё интересно отличие этого более успешной конструкции от конструкций Юри и Гамеры. Там пилот лежал в кресле, здесь он сидит на привычной велораме в привычной велопасадке. На ролике заметно, что пилот сильно кренится в сторону, дабы аппарат не вышел за пределы квадрата. На Юри и Гамере такое было невозможно.


newel: что-то у меня роолик ни на РС, ни на планшете не идет, ссылку на ютуб можно?

Protagonist: Да, это действительно круто. Не касаясь захватывающей технической стороны проекта, завидую белой завистью тому ощущению, с которым этот парень залазил каждый раз на велостанок. Впрочем, мне это вряд ли понять, могу только приблизительно догадываться.

=AA: Вот ещё два ролика в тему: полёты Юри и Гамеры. Занятны различия в конструкциях кокпита - более успешный Атлас это привычная велорама и привычная велопосадка. Юри - лежачая посадка. Гамера - лежачая посадка плюс ручной привод. Видимо это было тупиковое решение? ))) Полёт Юри 1 Полёт Гамеры p.s. newel пишет: ссылку на ютуб можно? Атлас Юри Гамера

Protagonist: Как нельзя лучше подходит поговорка об изобретении велосипеда. Да и зачем ногу сбивать, когда ляжки в привычном положении отработаны :)

newel: не спец ни разу, все имхо разница между последним и препроектами, только в использовании более современных материалов (облегчение+жесткость), ну мб центр тяжести подняли повыше остальных для устойчивости, поэтому идейный зачет первым, а лавры последним, как в IM )) Вопрос, зачем 4 винта, плоскость хорошо задается 3 точками?

iFelix: newel пишет: Вопрос, зачем 4 винта, плоскость хорошо задается 3 точками? устойчивее и тяга чуть больше

Protagonist: newel пишет: разница между последним и препроектами, только в использовании более современных материалов (облегчение+жесткость), ну мб центр тяжести подняли повыше остальных для устойчивости, поэтому идейный зачет первым, а лавры последним, как в IM )) Авиация и аэродинамика - это вообще такие области науки, что там никто ничего наверняка не знает, и взять предыдущий прототип и просчитать на его основе "более рабочий" невозможно. Иногда там и маленькая закорючка может решить судьбу проекта, но чтоб ее найти, чаще всего приходится полностью перестраивать стратегию поиска и испытаний. Впрочем, это можно отнести к большинству областей человеческой деятельности, просто авиаторы, по крайней мере, об этом в самом деле в курсе.



полная версия страницы